Лидеры нации
Логин:
Пароль:
 
восстановление пароля
регистрация
Облако тегов


Рейтинг :
0.116
Всего голосов :
372
Дней в рейтинге :
3204
Комментариев :
18
Григорий Сковорода

Уважаемые пользователи, обращаем ваше внимание, что вы можете проголосовать только один раз в сутки "за" и один раз в сутки "против" в каждой категории
Вы можете голосовать без ограничений через смс голосование.
Для жителей Украины:
Голосование по SMS временно недоступно

Единая служба поддержки абонентов. "Услуга действительна для абонентов: всех национальных GSM Операторов Украины. Услуги предоставляет компания ООО <эКонтент-провайдер Первый Альтернативный-Украина> Юр. адрес: Украина, г.Киев, индекс: 01133 ул. Киквидзе,18 Техническая поддержка абонентов с 10:00 до 18:00 в будние дни по тел.: (044)581-57-14 Услуга предоставляется только для совершеннолетних."


 

Григорий Сковорода




Анкетные данные
Родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в деревне Чернуха, Киевская губерния (сегодня Полтавская область). А умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в деревне Ивановка, Харьковская губерния. Учился в Киевской духовной академии, после в придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге.

Карьера
Насколько можно предположить по источникам, Сковорода хотел увидеть мир, поэтому специально делал все, чтоб этого добиться. Так, будучи исключенным из бурсы, будущий философ получает возможность поехать в Европу. Так, за 3 года он объехал Польшу, Венгрию, Австрию, Италию и Германию. Выучил латынь, древнегреческий, древнееврейский и немецкий языки, изучил древнюю и новоевропейскую философии. В начале 1750х годов начал преподавать поэтику в Переяславской семинарии, а также учил детей на дому. С 1759 и до1769 года читал лекции в Харьковском коллегиуме. За свои неординарные мыли трижды отстранялся от работы. После этого Григорий Сковорода вел странствующий образ жизни, посвящая себя изучению людей, нравственности. При жизни не было напечатано ни одной его работы, которых философ написал очень много.
Взгляды, жизненная позиция. Придерживался учений александрийской школы, особо почитал Сенеку и Аврелия. Философские взгляды Сковороды относятся к пантеизму.
Сообщите всем и поддержите этого кандидата в Лидеры. Разместите ссылку на анкету кандидата на сайтах, блогах и форумах:

Ссылка для размещения на сайтах:
<a href="https://bestpeople.com.ua/persona/197">Григорий Сковорода </a>

Ссылка для вставки на форум:
[url=https://bestpeople.com.ua/persona/197]Григорий Сковорода [/url]

Комментарии

Сообщений : 18 | Страницы : 1
# / 11.09.2010 18:32
Рибка (Зарегистрирован : 10.09.2010 / Комментариев : 2)
а про Григорія Сковороду можна було і більше, і краще написати...
# / 27.12.2010 20:52
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
А вот его наиболее известная песня, которую украинские бродячие певцы, назыв. «бандуристами» и «кобзарями», распевали на больших дорогах и в селах, вместе с другими его же стихами: Всякому городу нрав и права,
Всяка имеет свой ум голова,
Всякому горлу свой есть вкус каков,
Всякому сердцу своя есть любовь.
А мне одна только в сердце дума,
А мне одна только не идет с ума.
Петр для чинов углы панские трет,
Федор — купец при аршине все лжет,
Тот строит дом свой на новой манер,
Тот все в процентах, пожалуй, поверь.
А мне одна только в сердце дума,
А мне одна только не идет с ума.
Тот непрестанно стягает грунта,
Сей иностранный заводит скота,
Те формируют на ловлю собак,
Сих шумит дом от гостей, как кабак.
А мне одна только в сердце дума,
А мне одна только не идет с ума.
Тот строить на свой лад юриста права,
С диспут студенту трещит голова,
Тех беспокоит Венерин Амур,
Всякому голову мучит свой дур.
А мне одна только в свете дума —
Как бы умереть не без ума.
Смерть с страшной замашкой колосс
Ты не щадишь и царских волос,
Ты не глядишь, где мужик, и где царь,
Все жрешь так, как солому пожар.
Кто ж на ея плюет острую сталь?
Тот, чья совесть, как чистый хрусталь...
# / 27.12.2010 21:26
pepa (Гость)
Cлова его любимейшего друга в биографа Коваленского, о том, как он молился. «Полуночное время Своворода имел обычай всегда посвящать на молитву, которая в тишине глубокого молчания чувств и природы сопровождалась богомыслием. Тогда он, собрав все чувства и помышления в один круг внутри себя и обозрев оком суда мрачное жилище своего перстного человека, так воззывал их к началу Божию: восстаньте ленивые и всегда низу поникшие помыслы моего ума! Возьмитесь и возвысьтесь на гору вечности. Тут мгновенно открывалась брань, и сердце его делалось полем рати: самолюбие боролось с миродержателем века, светским разумом, с собствеными слабостями человеческой бренности и всеми тварями, сильнейше нападая на его волю, дабы пленить ее и быть подобным Вышнему. Богомыслие, напротив, приглашало его волю к вечному, единому, истинному благу Его, вездесущему, вся исполняющему, и заставляло его облечься ко вся орудия Божия, дабы возмощи ему стати противу козней лжемудрия. Какая брань! Сколько подвигов! Возшумеша и смятошася: надлежало бодрствовать, стоять, мужаться. Небо и ад борются в сердце мудрого, и может ли он быть праздным, без дела, без подвигов, без пользы человечеству? Так же он проводил полуночные часы в бранном ополчении против сил мрачного мира. Воссиявающее утро облекало его в свете победы и в торжестве духа он выходил на поле разделять свое славословие со всей природой».
# / 27.12.2010 21:52
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Сковорода учил простой народ всюду, на базарах, у кладбища, на папертях церковных, называл себя другом поселян и гордился именем народоучителя, презираянасмешки своих врагов.
Он говорил: «Добрый человек везде найдет насущный хлеб и людей, а воду дает ему земля без платы, лишнее не нужно».
*Не тот глуп, кто не знает (еще все перезнавший не родился), но только, кто знать не хочет!» Лучше мне сухарь с водою, чем сахар с бедою! Вот причины нашейбедности, что мы, погрузив все наше сердце в приобретение мира и в море телесных надобностей, не имеем времени вникнуть внутрь себе: очистить и поврачеватьсамую госпожу тела нашего, душу нашу. Забыли мы себе за рабом нашим, неверным телишком, день и ночь о нем одном пекущесь. Похожи на щеголя, заботящегося осапоге, не о ноге, о красных углах, не пирогах, о золотых кошельках, не о деньгах. Есть в нас и душа, но такова, как у подагрика ноги, или матросскийкозырек. Она у нас расслабленна, грустна, нравна, боязлива, завистлива, жадная, ничем не довольна, сама на себя гневна, тощая» бледна, точно такая, какбольной из лазарета, каковых часто живых погребают. Такая душа, если в бархат оделась, не гроб ли ей бархатный? Если в светлых чертогах пирует, не ад ли ей?
# / 27.12.2010 22:07
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
«Надо мною позоруют (насмехаются), говорил Сковорода, правда, в недошедшем до нас сочинении, из коего сохранил отрывки Хиждец, пускай позоруют, обо мне бают, что я ношу свечу пред слепцами, а без очей не зреть светоча — пускай бают; на меня острят, что я звонарь для глухих, а глухому не до гулу — пускай острят; они знают свое, а я знаю мое и делаю мое, как я знаю, и моя тяга мне успокоение. Барская умность, будто простой народ есть черный, видится мне смешная, как и умность тех названных философов, что земля есть мертвая, ибо как мертвой матери рожать живых детищ. И как из утробы черного народа народились белые господа. Мудрствуют: простой народ спит; пускай спит и сном богатырским, что лишь в сказках, но всяк сон есть пробудный, и кто спит, тот не мертвечина и не трупище околевшее. Когда выспится, так проснется, когда намечтается, так очнется и забодрствует и забдит»
# / 27.12.2010 23:17
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Он говорил:Но что же мне замышляти,
Что в селе родили мати?
Нехай у тех мозок рвется,
Кто высоко в гору дмется.
А я буду себе тихо
Коротати милый век —
Так минет меня все лихо,
Щастлив буду человек!Проживи хоть триста лет,
Проживи хоть целый свет,
Что тебе то помогает
Если сердце внутрь рыдает.«Оставь, о дух мой, вскоре все земные места,
Взойди, дух мой, на горы, где правда живет свята,
Где покой, тишина от вечных царствует лет,
Где блещет та сторона, в коей неприступный свет».Не менее характерным является его стихотворение, где он высказал свое отношение к свободе: De libertate (О свободе).Что то за вольность?
Добро и ней какое?
Ины говорят, будто золотое.
Ах, не златое: если ставить злато
Против вольности, оно еще блато (болото).
О, когда бы же мне в дурни не пошитисъ,
Дабы вольности не мог как лишитись.
Будь славен вовек, о муже избране,
Вольности отче, герою Богдане. Только солнце выникает
Пастух овца выгоняет,
И на свою свирель
Выдает дрожливый трель.
Пропадайте думы трудны
Города премноголюдны.
Аяс хлеба куском
Умру на месте таком.Об остроумии Сковороды рассказывают следующее: Г., умный и ученый человек, но безбожник, хотел однажды осмеять его. — «Жаль — сказал он — что ты, обучившись так хорошо, живешь как сумасшедший, без цели и пользы для отечества!» «Ваша правда, я до сих пор еще не сделал пользы; но надобно сказать, и никакого вреда! Но вы, сударь, безбожием вашим уже много сделали зла. Человек без веры есть ядовитое насекомое в природе».
# / 29.12.2010 21:32
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Влияние творчества, примера личной жизни и философских идей замечательного украинского мыслителя издавна прослеживается в литературе. Первым вывел Сковороду в романе "Российский Жилблаз" В.Т.Нарежный (1814), затем увидела свет повесть И.И.Срезневского "Майор, майор!" (1836), где действующим лицом является философ, а великий украинский поэт Т.Г.Шевченко в повести "Близнецы" показал Сковороду учителем музыки. Сковородинские мотивы прослеживаются в рассуждениях Гоголя, в философских воззрениях Достоевского, в творчестве Владимира Соловьева (кстати, родственника украинского философа по материнской линии), а также Н.С.Лескова, взгляды его изучал Л.Н.Толстой.И, наконец, в ХХ веке расшифрованная тайнопись последнего романа М.А.Булгакова говорит нам снова о Григории Саввиче Сковороде. Знаки, указывающие на Сковороду, рассыпаны в романе повсюдуЭто и место действия в главе "Судьба Мастера и Маргариты определена" - все указывает на бывший Румянцевский музей, впоследствии одно из зданий Государственной библиотеки СССР (теперь - России), где издавна хранятся фонды деятелей культуры и просвещения, как на место, где сбережено наследие Мастера (собрание рукописей Сковороды в 1875 г. приобретено Румянцевским музеем у внучки Ковалинского М.И. - друга и ученика философа).
Это и знаменитая фраза романа "Рукописи не горят!" (Сковорода, недовольный своей книгой "Асхань", "ожелчившися, спалил ее", а позже оказалось, что список книги сохранился у одного из друзей философа. Сжигает и Мастер роман об Иешуа.).
# / 29.12.2010 21:57
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Странствуя тридцать лет по дорогам Украины, с котомкой за плечами и неизменной флейтой-сопилкой за поясом, Сковорода обучал людей грамоте, пел им свои песни и передавал живое учение о душе. Ни одна из его книг не была издана при его жизни, но это не мешало глубоко почитать этого человека всем знавшим его, особенно же - его друзьям, ученикам и тем, кто когда-либо после него учился в Киевской духовной академии. Последние же свои дни Григорий Савич, как и дни отрочества и юности, провел на Харьковской земле. Предание гласит, что он точно знал день своей смерти и сам выкопал себе могилу накануне в парке имения Ковалинского, у которого гостил в последний раз, и завещал написать на своем надгробии кратко : "Мир ловил меня, но не поймал". Это была последнее, исполненное глубокого смысла и юмора, изречение Мастера.
Когда Измайлов в беседе со Л. Н. Толстым завел с ним речь о Сковороде, тот оживился, нежно и радостно прибавил: «Многое из его мировоззрения мне так удивительно близко. Я недавно только что еще раз перечитал его. Мне хочется о нем написать. И я это сделаю. Его биография, может быть, еще лучше его писаний. Но как хороши и писания». Л. Н. Толстой был прав, на мой взгляд, отдавая предпочтение биографии Сковороды перед его писаниями. Жизнь Сковороды представляет исключительный интерес в том отношении, что она вполне соответствовала требованиям его философского миросозерцания: он жил, как учил, а учил, как жил; такое разительное соответствие слова и дела, такая гармония учения и жизни, преисполненной лишений и самоограничения, представляет редчайшие случаи среди представителей философской мысли всех веков и народов. У Толстого не было такого соответствия мысли и жизни; он ушел от семьи умирать, в то время как Сковорода сознательно выбрал себе странническую жизнь и делал этот подвиг жизни в течение 28 лет до самой смерти; понятно, почему Толстой так высоко ценил биографию Сковороды.
# / 29.12.2010 22:23
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Цитаты и aфоризмыБез зерна орех ничто же есть, а без сердца - человек.Благословен Господь, сделавший всё трудное ненужным и всё нужное - нетрудным!Говорить правду легко и просто.Добрый ум делает легким любой образ жизни.Дурной не тот, кто не знает, а кто знать не хочет.Кто не любит хлопот, должен научиться просто и убого жить.Лучше у одного разумноrо и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысяч дураков.Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери.Любовь возникает из любви; когда хочу, чтобы меня любили, я сам первый люблю.Мир ловил меня, но не поймал (надпись на могиле).Мудрец обязан с гноя выбирать золото.Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое - правда, а все сложное неправда.Мы измерили море, землю, воздух и небеса; мы обеспокоили недра земные ради металлов, нашли несчётное множество миров, строим непонятные машины. Что ни день, то новые опыты и дивные изобретения. Чего только мы не умеем, чего не можем! Но то горе, что при всём том чего-то великого недостаёт.Наибольшая потеря - потеря времени.Не может не блудить нога твоя, когда блудит сердце.Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет.О, если бы мы в позорных делах были такие же стеснительные и боязливые, как часто мы бываем боязливые и порочно стеснительные в порядочных поступках!О, Отче мой! Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!Отнять от души призвание, значит лишить её жизненности.Самая большая потеря - это потеря времени.Сложивши крылья, трудно лететь и самому орлу.Тот ближе всех к небу, кому ничего не надо.Тот враг самый опасный, который притворяется твоим другом.У истины простая речь.Чем лучшее добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет.Чистое небо не боится молний и грома.Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребит во зло.
# / 29.12.2010 22:38
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Под конец своей жизни Сковорода, 73-летний старец, «удрученный болезнями, не взирая ни на дальность пути, ни на беспрерывно мокрую осеннюю погоду, отправился в с. Хотетово, к другу своему, Коваленско-му, который, после продолжительной разлуки, желал видеть его и предлагал ему свой дом, как тихую пристань по долгом странствовании. Сковорода привез ему свои сочинения и сам читал их с ним ежедневно и, между чтением, занимал его разными рассуждениями. Много толковал он тут о сектах. «Всякая секта, говорил Сковорода, пахнет собственностью, а где собственность, там нет главной цели, или главной мудрости. Я не знаю мартинистов, ни разума, ни учения их; если же они мудрствуют в простоте сердца, чтоб быть полезными гражданами обществу, то я почитаю их; но для этого не для чего бы им особничествовать. Любовь к ближнему не имеет никакой секты: на ней весь закон и пророки висят. Закон природы, как самонужнейший для человеческого блага, всеобщ и напечатан на сердце каждого, дань каждому существу, даже последней песчинке». — Заводя речь о свящ. Писании, Сковорода говорил: «Многие не понимая меня или не желая понять, клевещут, будто бы я отвергаю историю Ветхого и Нового завета, потому что признаю в ней духовный разум, чувствую богописанный закон и усматриваю Сущего сквозь буквальный смысл. Я пополняю этим историю, а не разоряю: ибо как тело без духа мертво, так и свящ. Писание — без веры; вера же невидимым извещение. Когда я хвалю доблесть воина, его неустрашимость, мужество, храбрость, то этим не уничтожаю ни его наряда, ни его оружия. Наряд, убранство, оружие воина есть история, а разум и слава этой истории есть дух воина, его дела.
# / 29.12.2010 22:40
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Когда я, смотря на прекрасный храм, превозношу его симметрию, пропорцию, великолепие, то, относя это к искусству архитектора, к красоте целого, исключаю ли кирпич, известь, железо, песок, воду, каменщиков, ваятелей и проч., как будто бы ничего из того не бывало? Я удивляюсь разуму храма, но чрез то не отвергаю его внешнего вида. Читая свящ. Писание в намерении научиться богопочтению, богобоязненности, любви к ближнему, повиновению начальству, покорности придержащим властям, усовершенствованию сердца во всех отношениях, когда, напр., я найду историю, как первосвященик Аарон бросил в огонь и растопил тельца, сделанного евреями в отсутствие вождя и обоготворяемого ими, то я не останавливаюсь тут на химической работе, всегда помня, что Библия не наука химия, а священная книга, научающая человека, готового внимать ее учению, чистоте нравов. Я научаюсь от этой истории, что человеческое сердце не может быть без упражнения, и когда удаляется от сердца священная мысль, понятие истины, дух разума, то оно мгновенно повергается в занятия подлые, не согласные с высоким родом его, и чтит, величает, боготворит презренное, ничтожное, суетное. Этот разум истории назидает меня, содействует моему внутреннему усовершенствованию много больше, чем как если бы я, узнавши, как золото моментально, переделывать из всего и все в него превращать, занялся химией и начал богатеть. Я верю и знаю, что все то, что существует в великом мире, существует и в малом, и что возможно в малом мире, то возможно и в великом, по соответствию их и единству все исполняющего духа
# / 29.12.2010 22:41
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Но для чего стараюсь я знать, как и когда Моисей разделил море жезлом в этом великом мире, в истории, а не научаюсь, как бы мне в малом моем мире, в сердце, разделить смесь склонностей природы непорочной и растленной, и провести мою волю непотопленно по пути житейского моря». — Иногда разговор Сковороды с Коваленским касался превратностей света. «Оне суть то, чем должны быть: весна, лето, осень, зима суть свойства, неотделимые от суточного круга. Все содержимое во времени «коловратно», конечно, изменчиво: неразумен, несчастлив тот, кто требует от него постоянства и вечности! Если же в нем нет постоянства, то и любовь к нему должна иметь конец; отсюда печали, воздыхания, слезы, отчаяния. Не говори мне о высоких чувственных душах. Слезы суть излияние природы, а не привязанностей (Est quaedam flere voluptas), а плакать в свое время есть некоторое утешение. Вечность их! Одна вечность есть беспечность, постоянство, надежда. Вечность и время суть один состав, но не одно и то же: одно свет, другое тьма; одно добро, другое зло; одно глава, другое хвост».
# / 29.12.2010 22:49
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Под конец пути у него явилось побуждение ехать в Ивановку, слободу помещика Коваленского, отстоящую от Харькова в 35 верстах. Болезни, преклонная старость, ненастье, усталость от пути мало-помалу приблизили его к смерти. Сковорода прожил тут немного больше месяца. По рассказам старожилов, последним земным жилищем его была небольшая отдельная комнатка, выходившая окнами в сад. Но он бывал в ней очень редко; обыкновенно или беседовал с хозяином, также стариком, добрым и благочестивым, хотя крайне вспыльчивым, или ходил по саду и по полям. Всегда почти на ногах еще, он часто говаривал: «Дух бодр, но тело немощно». Однажды к помещику собрались соседи послушать Сковороду. За обедом Сковорода был необычно весел и разговорчив, даже шутлив, рассказывал про свое былое, про свои странствия, испытания. После обеда он вдруг скрылся и, выбрав удобное место на возвышенном берегу пруда, близь рощи и гумна, начал рыть яму — узкую длинную могилу. Когда спросил его хозяин, что это, чем он занят? Сковорода отвечал: «Пора, друг, кончить странствие! И так все волосы слетели с бедной головы от истязаний! пора успокоиться!» — «И, брат, пустое! Полно шутить! Пойдем!» — «Иду! Но я буду просить тебя прежде, мой благодетель, пусть здесь будет моя последняя могила с надписью: «Мир ловил меня, но не поймал»... И Сковорода пошел в свою комнатку, переменил белье, помолился Богу, положил под голову свои сочинения и серую свиту, лег сложивши на-крест руки и умер 29 октября, по утру на рассвете, 1794 года, — умер так, как только может желать умереть философ. Погребли его на указанном им месте. Вот надгробная надпись ему, составленная его другом, Коваленским:Ревнитель истины, духовный богочтец,
И словом, и умом, и жизнию мудрец.
Любитель простоты и от сует свободы,
Без лести, друг прямой, доволен всем всегда
Достиг на верх наук познаний дух природы,
Достойный для сердец пример «Сковорода».
# / 29.12.2010 22:54
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Чрез 20 лет, тело Сковороды было перенесено в другое место и похоронено в саду священника, по старанию одного из признательных его учеников, П. Мещерякова, который, кажется, издал впоследствии его портрет с вышеприведенною стихотворною эпитафией. Скоро имя Сковороды в Ивановке было почти совсем забыто, и к могиле его не имели никакого уважения.
Сковорода оставил после себя не мало сочинений философско-богословского содержания, оригинальных и переводных. Кроме того, от него осталось много стихотворений и нравоучительных писем на русском, греческом и латинском языках, адресованных им к многочисленным друзьям и знакомым.
Вот собственноручный список его философско-богословских сочинений:Оригинальные сочинения1) Наркиз, узнай себя; 2) Симфония: рех: сохраню пути моя; 3) Неграмотный Марко; 4) Симфония: аще не увеси; 5) Алфавит Мира, о природе; 6) Разговор кольцо или дружеский разговор о душевном мире; 7) Древний мир; 8) Жена Лотова; 9) Брань архангела Михаила с сатаною; 10) Икона Алкивиадская; 11) Беседа I. Сион; 12) Беседа П. Сион; 13) Беседа III. Двое; 14) Диалог: душа и нетленный дух; 15) Благодарный Еродий; 16) Асхань о познании себя; 17) О Христианском благонравии или Катехизис; и 18) Израильский змий или о древнем змие или еще о Библии.Переводы1) О старости Цицероновой; 2) О Божием правосудии; 3) О смерти...; 4) О хранении от долгов; 5) О спокойствии души; 6) О вожделении богатств; и 7) Об уединении... Сидрония. Все это сочинения Плутарха, кроме последнего.
# / 10.01.2011 22:39
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Просвещенные украинцы называли его «своим Пифагором», «украинским Сократом». А что касается памяти народной, то, по свидетельству историка Н. Костомарова, «мало можно указать таких лиц, как Сковорода, каких бы так помнил и уважал украинский народ». В ХIX веке его портрет можно было встретить в каждой украинской хате. Биограф Ф. Лубяновский пишет о нем: «Страсть его была — жить в крестьянском кругу; любил он переходить из слободы в слободу, из села в село, из хутора в хутор; везде и всеми был встречаем и провожаем с любовью, у всех был он свой. Хозяин дома, когда он входил, прежде всего всматривался, не нужно ли было что-либо поправить, почистить, переменить в его одеянии и обуви: все то немедленно и делалось. Жители тех особенно слобод и хуторов, где он чаще и долее оставался, любили его, как родного. Он отдавал им то, что имел: не золото и серебро, а добрые советы, увещевания, наставления, дружеские попреки за несогласия, неправду, нетрезвость, недобросовестность»
# / 10.01.2011 22:42
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Фонтан счастья
Философия Григория Сковороды оригинальна и напоминает собой ведическую, хотя о его знакомстве с Ведами нигде не сказано ни слова. Ведическую идею «жить скромно, мыслить возвышенно» он проповедовал своим собственным примером. Счастье  человека, считал он,  не в изобилии, не в богатстве, даже не в здоровье, а в гармонии души. Стремление же к превышению своих подлинных потребностей является, по мнению Сковороды, источником несчастий. Однако судить о Сковороде как идеологе бедности, нищеты или всеобщего равенства было бы неправильно, т. к. именно он сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи имущественного равенства в обществе: “Бог подобен богатому фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд меньше воды имеет, но в том равен большему, что тоже полон”. Человек, согласно учению Сковороды, несет в себе два начала: тленное и вечное, плоть и душа. О душе он говорил как источнике счастья,  до которого нужно дойти, докопаться путем самоосознания: «Где ты видел, или читал, или слышал о человеке таком, который бы не внутри себя носил сокровище? Нельзя счастье вне себя сыскать. Истинное счастье внутри нас есть». Это напоминает известное ведическое изречение о том, что искать источник счастья счастье во внешнем мире, а не в себе самом  – все равно, что пытаться почувствовать вкус меда, облизывая банку снаружи.
# / 10.01.2011 22:51
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Учитель и ученикиСвоим этическим учением,  жизненным примером Сковорода оказал огромное влияние на современников. Историки пишут, что в те времена, когда требовалось найти в Украине человека честного и ответственного, его искали среди «сковородинцев»,  учеников этой нестандартной личности. Не удивительно, что первый в Украине университет появился в Харькове, на Слобожанщине, где было больше всего последователей Сковороды. Пожертвования на создание университета  от его  учеников, знакомых и доброжелателей составили очень большую по тем временам сумму – 400 000 рублей.      Сковорода имел большое признание у писателей и мыслителей последующих эпох.  Так, Лев Толстой писал: «Многое в его мировоззрении удивительно близко мне. Я недавно еще раз его перечитал.  Мне хочется написать о нем, и я это сделаю. Его биография, наверное, еще лучше его произведений, но как прекрасны произведения!»Тарас Шевченко в повести «Близнецы» вывел образ учителя, прототипом которого был Сковорода. Сковородинские мотивы прослеживаются в рассуждениях Гоголя, в философских воззрениях Достоевского, в творчестве Владимира Соловьева. И даже в образе булгаковского Мастера  из романа «Мастер и Маргарита» многие критики видят черты Григория Сковороды.
# / 10.01.2011 22:52
pepa (Зарегистрирован : 27.12.2010 / Комментариев : 16)
Изречения Григория Сковороды

·        Уподобляйся пальме: чем крепче ее сжимает скала, тем быстрее и величественнее она вздымается вверх.

·        Счастие твое, и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя есть. А ты смотри, чтоб Бог твой был всегда с тобою, тогда и ты с ним будешь.

·        Блаженство будет там, где есть укрощение желаний, а не их отсутствие.

·        Наилучшая из ошибок – та, которую допускают при учении.·        Правильно использовал время тот, кто познал, чего следует избегать и чего добиваться.·        Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет.·        От излишества рождается пресыщение, от пресыщения  - скука, от скуки – душевное огорчение, а кто этим страдает, того нельзя назвать здоровым.

·        Сколь сладок труждающемуся труд, если он природный. С каким весельем гонит зайца борзая! Сколько утруждается пчела в собирании меда! О Боже мой! Сколь сладок самый горький труд с Тобою!

·        Хвала Создателю за то, что трудное он сделал ненужным, а нужное – нетрудным.

·        Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть – мать прочих страстей и беззаконий.

·        Долго сам учись, если хочешь учить других. Во всех науках и художествах плодом есть правильная практика.

·        Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не должно ставить себе никаких пределов.

·        Если любишь прибыль, ищи ее приличным путем. Тысяча на то перед тобою благословенных ремесел.

·        Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье.

·        Лучше у одного разумного и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысячи дураков

·        Любовь есть вечный союз между Богом и человеком. Она — огонь невидимый, которым сердце расплетается к Божиему слову или воле, а посему и сама она есть Бог.
Сообщений : 18 | Страницы : 1

<

Украинская Баннерная Сеть
Уважемый посетитель!

По нашим правилам, незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии на сайте.
Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии без ограничений. Регистрация занимает не более одной минуты

 




Загрузка...
Самые свежие новости

загрузка...


2010, Лидеры нации
Главная | О проекте | Добавить анкету | Правила размещения | Все кандидаты

Интересные ресурсы в сети: